26052017Актуально:

Бомбить ИГИЛ легко только на словах

На словах бомбить ИГИЛ легкоНа словах бомбить ИГИЛ легко, а на практике реализация подобных планов может столкнуться с труднопреодолимыми препятствиями, пишет Михаил Ходаренок на страницах «Военно-промышленного курьера».

В последнее время все чаще и чаще озвучивается идея, что Россия должна непременно вмешаться в военный конфликт на Ближнем Востоке. Якобы Кремль готов выйти к своим западным партнерам с некими новыми инициативами. В частности, Москва, у которой в отличие от Вашингтона нет противодействия со стороны общественного мнения и конгресса, может взять на себя уничтожение вооруженных формирований и инфраструктуры ИГИЛ.

При этом некоторыми экспертами высказывается мнение, что в этой связи Россия сформирует новую военную коалицию против исламистов, снабдит ее средствами разведки, авиацией и обеспечит стратегическое командование. Считается, что в качестве ударной силы для наземных операций могут быть использованы армейские подразделения Ирана. И якобы взамен Россия потребует уступок по украинскому вопросу, сворачивания режима санкций и возвращения страны в клуб западных держав, сражающихся с глобальными угрозами, такими как терроризм. Высказывалось предположение, что именно с таким пакетом предложений президент России может отправиться в Нью-Йорк.

Эксперты подчеркивают, что если этот план окажется успешным хотя бы отчасти, российские власти получат все, о чем они только могли мечтать. Нормализацию отношений с Западом, перспективу переговоров о статусе Крыма. И одновременно демонстрацию силы России в мире. Типа в отличие от нерешительных западных демократий Москва способна атаковать террористов даже на Ближнем Востоке. Гордость за страну вытянет рейтинг поддержки президента на новые высоты.

А для начала надо непременно вмешаться в сирийский конфликт на стороне Башара Асада. Вот такого рода мнения и оценки высказываются некоторыми представителями отечественного экспертного сообщества. Договоримся сразу – в ходе дальнейшего обсуждения сразу выведем за его рамки политическую сторону этого вопроса. Сосредоточимся на военно-технических проблемах, связанных с выдвижением предложений и гипотез подобного рода.

В частности, не так давно было высказано мнение, что для участия в возможной международной коалиции России не нужно будет размещать свою авиацию в Сирии. Эксперты предполагают, что у Москвы есть авиационные средства, которые позволяют с российской территории доставать все районы, контролируемые ИГИЛ, – это и Ту-22М3, и Ту-160М.

Указанные самолеты, по оценке экспертов, обладают высокоточными авиационными средствами поражения и вопрос прежде всего в разведывательном обеспечении таких воздушных операций, чтобы удары наносились по важным целям и не было сопутствующего ущерба, такого, как гибель мирных жителей и разрушение инфраструктуры. Гипотетически, подчеркивают эксперты, Москва может таким образом участвовать в конфликте и напоминают, что соответствующий опыт имеется. К примеру, в 80-х годах во время операции в Афганистане с баз центральной России Ту-22М3 бомбили цели моджахедов. Никаких проблем не было доставить необходимый боезапас на столь дальние расстояния.

Разберем, насколько реальны подобные предложения.

Сразу вычеркнем один неправильный тезис из рассуждений экспертов – «с баз в центральной России». На самом деле бомбардировщики дальней авиации летали бомбить Афганистан с аэродромного узла близ города Мары (с территории современной Туркмении).

Теперь непосредственно несколько слов о возможных исполнителях этого замысла – бомбардировщиках Ту-160 и Ту-22М3.

Вначале оценим Ту-160. Изначально самолет строился исключительно как ракетоносец – носитель крылатых ракет большой дальности с ядерными боевыми частями. Состоящие на вооружении Ту-160 стратегические крылатые ракеты Х-55СМ предназначены для поражения стационарных целей с заранее заданными запрограммированными координатами, ввод которых осуществляется в память ракеты перед вылетом бомбардировщика. Ракеты размещаются на двух барабанных пусковых установках МКУ-6-5У по шесть штук в двух грузовых отсеках самолета. Для поражения целей на меньшей дальности в состав вооружения могут входить аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15С (24 ракеты, по 12 на каждой МКУ). В составе российских ВВС насчитывается всего 16 Ту-160. Они входят в состав 121-го гв. тбап 22-й гв. тбад (аэродром постоянного базирования – Энгельс).

Однако с ракетами Х-55СМ и Х-15С со специальными боевыми частями против ИГИЛ не повоюешь. Ту-160 после соответствующего переоборудования может оснащаться свободнопадающими бомбами (до 40 000 кг). По одним оценкам, два бомбардировщика в составе российских ВВС уже приспособлены под обычные средства поражения. По другим оценкам, в составе отечественной ДА имеются даже три такие машины.

Теперь что касается высокоточного оружия для Ту-160. В перспективе вооружение бомбардировщика планируется существенно усилить за счет введения в его состав высокоточных крылатых ракет нового поколения Х-555 и Х-101. Такие ракеты сегодня имеются в единичных опытных экземплярах. Но оперативного значения количество этого типа вооружения пока не имеет.

Сколько из 16 бомбардировщиков Ту-160 сегодня исправны и готовы к выполнению задач по предназначению, сказать трудно. Москва для борьбы с ИГИЛ в самом лучшем случае может выставить только три бомбардировщика Ту-160 с бомбами свободного падения. Это означает, что «Белый лебедь» с высоты 10–11 тысяч метров будет налево и направо сыпать бомбами типа ОФАБ-500 с промахом в полтора-два километра. Теперь надо учесть, что никакой линии боевого соприкосновения в районах, контролируемых ИГИЛ, нет. Мятежники хаотически перемещаются на автотачанках по своему царству взад-вперед. Где мирное население, где инсургенты – разобрать без точных данных разведки практически невозможно.

Поэтому наши Ту-160 бомбить будут в любом случае вслепую. Не приходится сомневаться, что при этих обстоятельствах большинство ударов придется на цели, весьма далекие от ИГИЛ. Есть и еще один нюанс. Западные партнеры даже при самых союзнических отношениях и обязательствах внутри гипотетической коалиции непременно постараются один-два абсолютно беззащитных на маршруте полета Ту-160 сбить, списав это злодейство на мятежников-отпускников, которые прибыли в район боевых действий на самоходных огневых установках типа «Бук».

Теперь о Ту-22М3. На оснащении российских ВВС в настоящее время находится около 40 бомбардировщиков этого типа. Сколько из них исправных – сказать трудно. В целом эта машина мало приспособлена для бомбардировок наземных целей, ибо изначально самолет задумывался для нанесения ударов тремя ракетами типа Х-22 по авианосным ударным группам вероятного противника. Также Ту-22М3 планировалось использовать для поражения наземных целей с заранее известными (запрограммированными) координатами ракетами типа Х-15С со специальной боевой частью. Самолет может выполнять прицельное бомбометание свободнопадающими неуправляемыми боеприпасами (максимальная бомбовая нагрузка – 24 000 кг). Однако этот режим для него никогда не считался основным. С подобной нагрузкой (24 т) Ту-22М3 имеет весьма небольшой радиус боевого применения – всего около 800 километров. В частности, если использовать бомбардировщик с взлетно-посадочных полос Симферопольского аэродромного узла, то в подобном варианте боевой загрузки он долетит разве что до южных районов Турции. Если Ту-22М3 будет перебазирован на аэродром Моздок, машина «достанет» только до самых северных регионов Ирака. Не дотянется даже до Мосула и его окрестностей.

Никакого высокоточного оружия, специально предназначенного для этого типа самолетов, нет. Ту-22М3, разумеется, может выполнить бомбометание корректируемыми боеприпасами типа КАБ-500 и КАБ-1500, но для этого потребуются хорошо подготовленные пилоты. Сколько их в наличии – сказать трудно. По всей видимости, единицы. Да и бомб подобного типа (КАБ-500 и КАБ-1500) припасено на складах очень немного. Еще раз повторим: запасы подобного типа вооружения сегодня в ВВС оперативного значения не имеют. Поэтому придется «сыпать» обычными ОФАБ-500.

Кроме того, авиационных частей, оснащенных бомбардировщиками Ту-22М3, на южных границах России нет. Значит, боевые машины придется перебрасывать на тот же аэродром Моздок из других регионов страны. Соответственно перевозить необходимые авиационные средства поражения и топливо (а это десятки тысяч тонн), передислоцировать необходимое оборудование для обслуживания боевых машин и специалистов. Если сесть с калькулятором и подсчитать, во что это все выльется, то, уверяю вас, мало не покажется.

Поделиться

Статьи по теме

Оставить комментарий

Отправить комментарий

Я не робот