24042019Актуально:

Бомбить ИГИЛ легко только на словах

Итожим. Никакого массированного удара с помощью Ту-160 и Ту-22М3 нам организовать не удастся. В лучшем случае это будет выглядеть так: в отношении Ту-160 – одиночные полеты, Ту-22М3 – небольшими группами по три – пять машин. Потрясти до основания военную машину ИГИЛ, вызвать у инсургентов ужас, шок и трепет подобным нарядом сил вряд ли возможно. Разве что спровоцировать злорадный смех и неприличные жесты недоброжелателей. В целом слухи о могуществе российской дальней авиации в войне с применением только обычных средств поражения все-таки сильно преувеличены.

Но это еще далеко не все трудности. По маршруту полета бомбардировщикам придется пересекать несколько государственных границ. Варианты: первый – лететь через Турцию, второй – через Грузию-Турцию, третий – через Азербайджан-Турцию, четвертый – через Иран. Как эту проблему решить на практике, пока никто не знает. Будут ли открыты соответствующие воздушные коридоры – сказать трудно.

Помимо всего прочего так или иначе придется отвечать на следующие вопросы. Откуда брать данные о противнике? Кто их будет предоставлять экипажам и оперативно корректировать в случае резкого изменения обстановки? Будет ли объединенная группировка ВВС и под чьим руководством? Как взаимодействовать с ВВС США и ВВС Турции? На каком языке разговаривать? Кто, как, кому и по каким вопросам будет подчинен? С кем держать связь? Каким образом? Как будет организована поисково-спасательная служба по маршруту следования бомбардировщиков?

И это далеко не полный перечень проблем. На самом деле их куда как больше.

В качестве предварительного вывода: дальняя авиация в ее нынешнем виде в настоящее время менее всего пригодна для военного решения проблемы ИГИЛ.

В идеале (но это, конечно, военно-техническая фантастика) лучше всего перебросить один-два полка на фронтовых бомбардировщиках Су-34 на авиабазы в Южной Турции (например Конья, Батман, Диярбакыр) в оперативное подчинение, скажем так, некоего объединенного командования. В этом случае значительная часть проблем с разведкой, управлением, взаимодействием была бы снята.

Но остались бы языковый барьер, весьма острый вопрос с МТО (десятки тысяч тонн имущества), проблемы с подвозом боеприпасов (авиационные средства поражения, изготовленные по стандартам НАТО, для наших самолетов не подходят), топлива, технического обслуживания самолетов, свободных стоянок под боевые машины, размещения летного и технического состава. Существенный нюанс – даже сегодня в составе российских ВВС нет ни одного полка, оснащенного машинами этого типа. Кроме того, нет запасов ВТО, которые имели бы оперативное значение. Нет и достаточного количества пилотов, подготовленных для применения ВТО.

Есть еще один вариант, тоже пока весьма фантастический – для вооруженной борьбы с ИГИЛ перебросить несколько частей ВВС России на самолетах Су-24 и МиГ-29 (в перспективе – Су-34 и Су-30СМ) на аэродромы восточного Ирана. В этом случае отпадает вопрос пересечения каких-либо дополнительных государственных границ. Достаточно взлететь с аэродрома Приволжский и пересечь Каспийское море. В этом случае отпадает и проблема какого-либо контроля со стороны третьих стран/лиц. В Иране есть самолеты Су-24 и МиГ-29. Значит, вопросы технического обслуживания и ремонта будут решаться без излишних трудностей. Не возникнет проблемы с авиационными средствами поражения и топливом. Остается только договориться с официальным Тегераном. При его очевидной заинтересованности в решении ближневосточных проблем вполне можно предполагать в этом плане и встречные шаги. Несомненно, Иран проявит заинтересованность в закупке (либо уступке после завершения кампании) перспективной авиационной техники ВВС России. Поэтому совсем уж оторванным от жизни подобный вариант считать нельзя. Хотя и при его реализации возникнет немало сложностей и разного рода проблем.

Самый простой вариант нанесения ударов по ИГИЛ – развертывание в Восточном Средиземноморье двух-трех авианосных ударных групп российского ВМФ. Однако сегодня у нас не получается даже и одна АУГ. А две-три появятся, даст бог, не ранее 2035–2040 годов. Вместо строительства авианосцев у нас десятилетиями ведется дискуссия – нужны ли они отечественному ВМФ.

Одним из признаков подлинного военного величия державы является способность проецировать военную мощь на любой район земного шара. При разборе вполне конкретных ситуаций видно, насколько еще далеки современная Российская армия и флот от обладания подобными возможностями даже на региональном уровне.

И в заключение. Совсем уж о политических вопросах, видимо, забывать при анализе подобных военно-технических проблем нельзя. Пусть каждый для себя сформулирует однозначный ответ, насколько целесообразно втягиваться в очередную войну с весьма неясным исходом и туманными послевоенными перспективами, если сегодня наша страна находится на этапе затяжного экономического спада, а российский этнос, по оценкам специалистов, пребывает в стадии обскурации.

Ввязаться в вооруженный конфликт, как известно, очень легко. Без потерь выйти из него – большое политическое и военное искусство.

Поделиться

Статьи по теме

Оставить комментарий

Отправить комментарий

Я не робот