Министерство обороны России представило данные генштаба относительно сбитого на юго-востоке Украины малайзийского «Боинга». Москва утверждает, что якобы зафиксировала украинский военный самолёт Су-25 в районе происшествия сразу после падения пассажирского лайнера.
«В этот период в воздухе находилось три пассажирских самолета, включая “Боинг 777”. Кроме того, российскими средствами контроля зафиксирован набор высоты самолёта украинских ВВС, предположительно Су-25, в направлении малайзийского боинга. Удаление Су-25 от “Боинга” составило от трёх до пяти километров», — заявил генерал-лейтенант Андрей Картаполов, начальник штаба, первый заместитель командующего войсками Западного военного округа.
Украинский президент Пётр Порошенко назвал упреки российского минобороны об украинском самолете, который якобы видели у малайзийского «Боинга», ложными и безответственными.
Он также призвал Россию воздержаться от безосновательных версий. Опрошенные Би-би-си эксперты также высказали сомнения в правдоподобности заявлений российского минобороны.
Летевший из Амстердама в Куала-Лумпур рейс MH17 компании Malaysia Airlines потерпел крушение 17 июля близ посёлка Грабово Донецкой области.
Украинские власти и страны Запада полагают, что самолет был сбит ракетой класса «земля-воздух», выпущенной из района, который в данный момент контролируют пророссийские сепаратисты.
«Воздух-воздух»?
Российское оборонное ведомство в понедельник заявило о подтасовке материалов с украинской стороны, а также оспорило слова украинской стороны о том, что 17 июля в небо не поднимались никакие военные самолёты.
По словам главы оперативного управления генштаба Андрея Картаполова, Су-25 может кратковременно набирать высоту в 10 тысяч метров и нести ракеты класса «воздух-воздух» Р-60, которая может поражать цели.
Однако сайт авиационного холдинга «Сухой» сообщает, что практический потолок Су-25 — всего 7 тысяч метров. Максимальная высота боевого применения этого самолета не превышает 5000 м.
Как утверждают российские генералы, сразу после падения «Боинга» самолет Су-25, устойчиво наблюдавшийся РЛС-постами, якобы барражировал на месте крушения и осуществлял контроль за развитием ситуации.
В российском министерстве обороны также утверждают, что незадолго до аварии, пролетев Донецк, «Боинг» отклонился от установленного коридора на 14 километров, после чего пытался вернуться на заданный маршрут, но не успел.
О появлении боевого самолёта, или даже нескольких, сразу после крушения рассказывали корреспондентам Русской службы Би-би-си жители Грабова и других поселков в районе падения «Боинга». Одни говорили об истребителе, другие называли штурмовик Су-25, настаивая, что видели его своими глазами на высоте 10 тыс. метров.
Кроме того, генерал-лейтенант Андрей Картаполов сообщил, что пассажирский «Боинг» находился в зоне действия украинских зенитно-ракетных комплексов «Бук», один из которых, по данным генштаба, был перемещён из-под Донецка в район рядом с подконтрольными сепаратистам районами. Украинские власти категорически отвергают эти утверждения.
Российские военные продемонстрировали также космические снимки, на которых, по их утверждению, изображены украинские комплексы «Бук-1» на юго-востоке страны, утверждая, что в день крушения «Боинга» группировка ПВО Украины близ Донецка насчитывала «три-четыре комплекса». Однако какой-либо точной информации, позволяющей установить координаты и время съемки, приведено не было.
В завершении короткого брифинга военные заявили, что Россия не передавала ополченцам ни ЗРК «Бук-1», ни другие образцы военной техники, как это утверждают украинские лидеры, а также страны Запада. Ранее госсекретарь США Джон Керри обвинил в поставках крупных партий вооружений сепаратистам на востоке Украины.
Четыре дня спустя
Президент Украины Пётр Порошенко в интервью американскому телеканалу CNN назвал заявления российского Минобороны ложными.
«Моя немедленная реакция — это неправда. Все знают, что в момент трагедии все украинские самолеты были на земле», — сказал Порошенко.
По словам президента, воздушное пространство в момент катастрофы мониторили множество спутниковых и наземных систем.
«Украина готова к любым проверкам», — добавил президент.
В то же время вице-премьер Владимир Гройсман на брифинге в Киеве сказал, что заявления российских силовиков через четыре дня после аварии являются «наверняка еще одним подтверждением того, что сторона, которая имеет непосредственное отношение к этому теракту, хочет сделать всё для того, чтобы скрыть любые следы».
Он также подчеркнул, что у украинской стороны и у мирового сообщества есть достаточно доказательств по этому делу.
«Четыре дня экспертов не допускают к полноценной работе. Мы знаем, что все эти четыре дня специальные службы Российской Федерации проводили соответствующие работы, связанные с тем, чтобы попытаться ликвидировать следы», — заявил Гройсман.
Он также высказал предположение, что пока самописцы самолета находились у сепаратистов, с ними могли проводить определённые манипуляции.
«Абсурдные версии»
Эксперты в комментариях Украинской службе Би-би-си отметили, что Су-25 не мог повредить «Боинг», поскольку этот бронированный дозвуковой штурмовик предназначен для атак на наземные цели.
В частности Валентин Бадрак, директор Центра исследования армии, конверсии и разоружения, подчеркнул, что Су-25, в отличие от современных МиГ-29 или Су-27, не выполняет функций истребителя.
Он также указал, что на учениях самолёты штурмовой авиации, в частности Су-25, готовили для того, чтобы атаковать цели на земле — то есть террористические группировки или скопления их техники.
«Самолёты украинских ВВС Су-25 не оборудовались ракетными системами “воздух-воздух”, чтобы выполнять функцию перехватчика», — сказал Бадрак.
«Даже при условии, что такой самолёт оказался бы в этой зоне, это всё равно был бы притянутый факт. Но мне кажется, что даже наличие этого самолета — очень сомнительный факт, который ещё надо исследовать», — сказал Бадрак.
«Россия сейчас отрабатывает различные, в том числе, абсурдные версии. И эти абсурдные версии доказывают то, что руководство России сейчас растеряно и хочет исправить ситуацию, и переложить ответственность на украинскую сторону», — сказал эксперт.
Директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский считает, что такие заявления российских силовиков имеют целью отвлечь внимание.
Сунгуровский отметил, что Су-25 не может летать выше 8 тысяч метров — это на 2000 метров меньше, чем заявили российские военные.
«Это похоже на набор неподтверждённых фактов», — считает Сунгуровский. По его мнению, то, что экспертов не допускали к месту аварии, может затруднить расследование.
«Если отдельные детали самолёта переложить или спрятать, то полной картины мы не получим», — сказал Сунгуровский.
Ранее и международные эксперты и авиакомпания Malaysia Airlines выражали серьёзное беспокойство в связи с тем, что место падения самолета не оцеплено, множество посторонних людей имеют к нему свободный доступ, убирая или перемещая обломки, что способно весьма осложнить последующие попытки разобраться в причинах катастрофы.
Источник: Русская служба BBC