20042024Актуально:

Новая геостратегия России: последствия и вызовы для архитектуры международной безопасности

Выводы и рекомендации

Новая геостратегия Россия и концепция «многополярной холодной войны» затрагивают без исключения все страны мира в самых разных измерениях. Однако при всей тотальности данного явления в нынешней ситуации важно выделить те критические точки, от которых зависит сохранение современной архитектуры международной безопасности. Прежде всего, очевидно, что для этого необходима реализация пяти стратегических приоритетов:

  1. Обеспечение преемственности внешне- и внутриполитического курса следующей администрации по отношению к курсу администрации Барака Обамы. Консолидация истеблишмента США на платформе, альтернативной неоконсерватизму. Недопущение победы кандидата от неоконсерваторов на выборах 2016 года.
  2. Сохранение стратегического американско-китайского партнёрства, деэскалация напряжённости в Южно-Китайском море, заключение китайского и американского соглашений о свободной торговле для Азиатско-Тихоокеанского региона и поиск путей взаимодействия этих объединений.
  3. Сохранение евро-атлантического единства, включая единство НАТО, а также единства Европейского союза. Заключение соглашения о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнёрстве и увеличение вклада экономик США и ЕС в глобальный экономический рост.
  4. Сохранение политической стабильности в Китае, завершение чистки рядов КПК и устранение от рычагов власти сторонников агрессивного поведения Пекина в Центральной Азии и в регионе АТР. Реализация китайского проекта Экономического пояса Шёлкового пути при учёте всех затрагиваемых государств, его сопряжение с Евразийским экономическим союзом и другими интеграционными объединениями в Евразии.
  5. Продолжение нормализации американско-иранских отношений и переход их к этапу стратегического партнёрства двух стран. Недопущение «большой войны» с участием Ирана на Ближнем Востоке и повышение региональной роли Тегерана как на западных, так и на восточных рубежах страны с целью стабилизации ситуации и создания прочного баланса сил.

Реализация указанных пяти приоритетов создаёт в мире необходимое пространство сотрудничества и экономического развития для решения глобальных проблем человечества, снижения конфликтности и улучшения ситуации в других регионах мира. Для этого необходимо выполнение ряда мер, которые предотвратили бы начало «новой холодной войны» в ближайшее время.

  1. Поддержка Украины со стороны США и ЕС должна быть продолжена. Главной целью такой поддержки является консолидация центральной власти в Киеве и обеспечение управляемости ситуации в стране. Начатые чистки силовых органов от представителей «профессиональных революционеров» — лиц, выдвинувшихся на руководящие посты в ходе революционных событий, — а также от представителей старой украинской номенклатуры, связанной с Россией, должны быть продолжены и затронуть также другие государственные органы, включая правительство. Радикальные националистические организации и «добровольческие батальоны» должны постепенно быть распущены. Особенно важной будет экономическая поддержка Украины в зимний период 2015 — 2016 гг. При этом поставки летальных вооружений из США в Украину не должны начинаться, чтобы дверь для мирного выхода России из конфликта оставалась открытой.
  2. Европейские политики должны трезво оценить сочетание таких факторов, как рост ультраправых настроений и дальнейшее нарастание миграционного потока в Европу из стран Африки и Ближнего Востока. Необходимо признать, что авантюрная политика ряда европейских государств в союзе с неоконсервативными кругами в США в 2010-2015 гг. способствовала дестабилизации этих регионов и возникновению нынешних проблем. Европа должна выработать стратегию противодействия «правому повороту» в политике как необходимое условие сохранения единства и стабильности ЕС. Должен быть резко усилен контроль над финансовыми потоками, идущими из России и США на поддержку правых и ультралевых общественно-политических организаций.
  3. Страны ЕС и особенно Германия должны трезво оценить перспективы их сотрудничества с Российской Федерацией. Выдвигаемое Москвой предложение «дружить вместе против США» с неизбежностью обернётся более агрессивной ролью России в Европе и закреплением состояния «новой холодной войны». Данный сценарий чреват разрушением единства ЕС и НАТО и тем, что страны Европы будут иметь дело с агрессивной Россией по отдельности и в перспективе попадут под ещё большее одностороннее военно-политическое влияние США. Руководству ЕС следует быть готовым к тому, что долговые и экономические проблемы всех стран союза (особенно — Греции, Венгрии, Италии, Испании, Португалии), а также другие болезненные точки разногласий (например, по миграционной политике) могут быть использованы для подрыва единства ЕС и НАТО.
  4. США и страны ЕС должны учитывать высокую вероятность военно-политической дестабилизации Республики Беларусь в течение ближайших трёх-шести месяцев и предпринять меры, позволяющие снизить вероятность этого сценария. К деструктивным шагам в отношении своего западного союзника Россию подталкивает тупиковая ситуация в Украине (частичная потеря влияния на СБУ и украинские радикальные националистические организации, угроза новых санкций) в сочетании с практически неизбежным витком кризиса в российской экономике осенью 2015 года, который потребует, в свою очередь, новой волны мобилизации общественного мнения на основе риторики «военного времени». Намерения Беларуси твёрдо придерживаться нейтральной и миротворческой позиции в украинском конфликте, нормализовать отношения с ЕС и США, стать надёжным партнёром КНР по проекту Экономического пояса Шёлкового пути прямо противоречат новой геостратегии России и подталкивают Москву к повторению украинского сценария в этой стране. Проходившие в конце августа военные учения КСОР ОДКБ «Взаимодействие — 2015» косвенно свидетельствуют о подготовке сценария ввода российских войск на территорию Беларуси. Поводом для такого шага может стать решение Минска отказаться от размещения российской авиационной базы на своей территории и подорвать тем самым мирный процесс в Украине. Важным аргументом в пользу организации смены режима в Беларуси для российского руководства является то огромное влияние, которое Россия имеет на специальные службы, государственный аппарат, директорат государственных предприятий, информационное пространство и экономику Беларуси. В то же время высшее руководство Республики Беларусь недвусмысленно обозначило безальтернативность для него цели сохранения суверенитета страны, что даёт некоторые основания для оптимизма.
  5. Иранскому руководству следует в полной мере оценить риски углубления сотрудничества с Российской Федерацией, открыто взявшей курс на формирование стратегического альянса с Саудовской Аравией и Израилем. В случае военного конфликта на Ближнем Востоке Москва, как и в случае с Сирией, будет проводить сложную многоуровневую политику, нацеленную на поддержание состояния конфликта и предотвращение решительной победы одной из сторон и особенно — Исламской Республики Иран. Тегерану также следует учитывать высокую вероятность дальнейшей дестабилизации на северо-восточных и восточных рубежах (в Туркменистане и Афганистане) с полномасштабным развёртыванием в регионе инфраструктуры Исламского государства.
  6. Иранскому, сирийскому и американскому руководствам следует учитывать двойственную позицию Москвы в рамках сирийского кризиса. В рамках новой геостратегии ликвидация Исламского государства не является приоритетом для российского руководства ни на Ближнем Востоке, ни в Центральной Азии. Главным «призом» для Москвы от участия в антитеррористической коалиции на Ближнем Востоке является, во-первых, выстраивание самостоятельных, независимых от Ирана отношений России и правительства Башара Асада, и во-вторых, вовлечение иранского руководства в поддержку проекта новой архитектуры международной безопасности, недопущение такой степени нормализации американско-иранских отношений, при которой возможности России оказывать критическое влияние на динамику региональных процессов были бы подорваны. Кроме того, Россия рассчитывает принять участие в энергетических проектах в регионе на выгодных для себя условиях.
  7. Руководству Китая, а также руководствам Ирана, Афганистана, Таджикистана, Кыргызстана, Узбекистана следует учитывать низкую приоритетность для новой геостратегии России задач борьбы с Исламским государством и другими исламистскими движениями в Большой Центральной Азии. Дестабилизация Центральной Азии в определённых пределах является приемлемым риском для Российской Федерации на фоне тех выгод, которые может получить Москва при разрушении американско-китайского партнёрства, отвлечении внимания и ресурсов Пекина на Азиатско-Тихоокеанский регион, а также достижении Россией статуса главного поставщика энергоресурсов в Китай.
  8. Китайскому и американскому руководствам совместно с партнёрами из Ирана и Индии, а также странами региона, целесообразно рассмотреть специальные временные меры, направленные на военно-политическую и экономическую стабилизацию и развитие Центральной Азии. Для Китая было бы целесообразно стать участником антитеррористической коалиции, создаваемой США в Центральной Азии, и всесторонне поддержать её деятельность. Следует также выработать порядок взаимодействия и предметные роли каждой из заинтересованных сторон на случай углубления дестабилизации ситуации в регионе.
  9. Важной задачей для всех заинтересованных является выработка подхода и методики анализа международных отношений, учитывающих изложенные в настоящем докладе глубокие изменения в международной системе. Выработка адекватного подхода к описанию этих изменений и открытая дискуссия о динамике международных отношений может иметь позитивный эффект для сохранения мира и стабильности.

Важнейшим вопросом международной повестки дня является вопрос о дальнейшей роли России в условиях сохранения современной системы международной безопасности. Является ли Россия «государством-агрессором» в точном смысле этого слова? Существует ли внутренняя оппозиция новой геостратегии в самой России? Есть ли надежда на то, что при определённы условиях Москва откажется от новой геостратегии?

Это вопросы, требующие отдельного изучения и глубокой проработки. Одно представляется однозначным: полная международная изоляция России является мероприятием дорогостоящим, труднореализуемым и в целом вредным. Дверь для возврата к конструктивной внешней и внутренней политике для российского руководства должна быть всегда открыта. Однако политика «открытой двери» не должна проводиться в ущерб решительности и даже, если необходимо, жёсткости при реализации тех приоритетных шагов, которые необходимы для предотвращения перехода мира к «многополярной холодной войне».

Поделиться

Статьи по теме

Оставить комментарий

Отправить комментарий

Я не робот