Накануне первой годовщины крушения Boeing-777 в Донбассе Совет Безопасности ООН начал обсуждение подготовленного Малайзией проекта резолюции о создании международного трибунала. Его целью заявлено уголовное преследование ответственных за трагедию, унесшую жизни 298 человек. Российский дипломатический собеседник «Ъ» назвал инициативу «подменой настоящего расследования политическим шоу», пояснив: в документе «содержится попытка через предвзятые и политизированные формулировки назначить виновных». Впрочем, ходом расследования, которое ведут международные эксперты под руководством Нидерландов, Москва также не вполне довольна.
Накануне первой годовщины крушения Boeing-777 в Донбассе Совет Безопасности ООН начал обсуждение подготовленного Малайзией проекта резолюции о создании международного трибунала. Его целью заявлено уголовное преследование ответственных за трагедию, унесшую жизни 298 человек. Российский дипломатический собеседник «Ъ» назвал инициативу «подменой настоящего расследования политическим шоу», пояснив: в документе «содержится попытка через предвзятые и политизированные формулировки назначить виновных». Впрочем, ходом расследования, которое ведут международные эксперты под руководством Нидерландов, Москва также не вполне довольна.
«Резолюция (по трибуналу.— “Ъ”) для нас неприемлема, — заявил вчера “Ъ” российский дипломатический источник.— Ранее Россия неоднократно призывала к подлинному международному расследованию трагедии с Boeing, в том числе с задействованием инструментов Совбеза ООН, однако все наши предложения были отвергнуты. Мы предлагали учредить пост спецпредставителя генсека ООН по расследованию крушения самолета — наши партнеры на это не пошли. Мы хотели создать специальную полевую миссию СБ ООН — но и на это не было согласия. Не удовлетворили наши коллеги и наш призыв опубликовать переговоры диспетчеров и ряд других свидетельств».
Тем временем предложенная Малайзией резолюция, по словам дипломатического собеседника «Ъ», «касается не только собственно трагедии с Boeing, ее охват гораздо шире — там содержится попытка через предвзятые и политизированные формулировки назначить виновных в создании “такой атмосферы”, которая привела к трагедии». «Это подмена настоящего расследования политическим шоу», — резюмировал источник «Ъ».
Ранее против инициативы выступил постпред РФ при ООН Виталий Чуркин, напомнивший: «Гражданские самолеты погибали и ранее, однако никогда международных трибуналов не создавалось, а порой и вообще не проводилось судебных разбирательств». Еще один тезис привел вчера в эфире «Коммерсантъ-FM» уполномоченный по правам человека МИД РФ Константин Долгов. Он напомнил, что у многих членов международного сообщества есть «очень серьезные претензии» к тому, «как функционируют с точки зрения политизированности, неэффективности, дороговизны уже созданные трибуналы, в частности по Югославии».
Проект резолюции о создании трибунала был внесен в Совбез ООН накануне, и, как рассказали агентству ТАСС в постпредстве РФ при ООН, по поводу документа уже начались консультации на уровне экспертов. Целью трибунала названо судебное преследование тех, кто несет ответственность за гибель 17 июля 2014 года 298 пассажиров и членов экипажа самолета авиакомпании Malaysia Airlines.
Среди тех, кто поддерживает инициативу Малайзии, — власти Австралии, Нидерландов, Бельгии и Украины. Во вторник посол по особым поручениям украинского МИДа Дмитрий Кулеба рассказал, что «модель создания трибунала, устав которого одобряется Совбезом ООН, представляется оптимальной» для привлечения к ответственности виновных в трагедии.
В Москве, однако, настаивают: расследование происшедшего должно и дальше проводиться в соответствии с резолюцией Совбеза ООН N2166, принятой 21 июля прошлого года в поддержку «полного, тщательного и независимого международного расследования». Соответствующие полномочия были переданы нидерландскому Совету по безопасности на транспорте. В сентябре был обнародован предварительный отчет, из которого следует: ключевой версией причин происшедшего эксперты считают попадание в самолет ракеты, выпущенной из зенитного комплекса «Бук». Власти Украины возлагают вину за это на ополченцев самопровозглашенных народных республик и «российских кадровых военных». В свою очередь, представители концерна ВКО «Алмаз-Антей» (производители «Буков») утверждают: Boeing рухнул из-за попадания ракеты 9М38М1 комплекса «Бук-М1», стоящего на вооружении Минобороны Украины.
Финальные выводы международной комиссии должны стать известны лишь в октябре. Вместе с тем вчера телекомпания CNN со ссылкой на свои источники, знакомые с ходом расследования, сообщила: в докладе указаны координаты точки, откуда выпустили ракету, и отмечается, что в день катастрофы данную территорию контролировали ополченцы. В руководстве самопровозглашенной ДНР это отрицают. «Говорить о том, что какая-либо сторона контролировала тот или иной населенный пункт, стало возможно лишь месяца через три после трагедии», — заявил «Интерфаксу» спикер Народного совета ДНР Андрей Пургин.
В Москве же дают понять, что результаты работы комиссии могут быть поставлены под сомнение. Как заявил вчера Константин Долгов, у российской стороны «есть большое количество вопросов в отношении того, как организовано расследование, и в отношении тех предварительных выводов, которые были сделаны».
Павел Тарасенко, Елена Черненко, Газета «Коммерсантъ»
Родственники погибших подали в суд на Стрелкова
Родственники погибших пассажиров сбитого под Донецком Boeing подали в суд на бывшего министра обороны самопровозглашенной ДНР Игоря Стрелкова с требованием компенсации. Его обвиняют в организации пуска ракеты, пишет РБК.
Иск к гражданину России Игорю Стрелкову (Гиркину) был подан в суд Чикаго в среду от имени 18 семей погибших при крушении Boeing MH-17 в июле прошлого года. Среди семей, подавших иск, шесть подданных Великобритании, отмечает The Telegraph.
Как пишет издание, в иске бывший лидер «российских сепаратистских формирований на востоке Украины» обвиняется в организации обстрела самолета, который привел к катастрофе и гибели 298 человек. Истцы требуют от Стрелкова компенсации в размере $900 млн (более 51 млрд руб.).
«Рейс 17 пролетал над территорией, на которой вела военные действия повстанческая армия, и ополченцы под командованием ответчика Гиркина сбили самолет Boeing 777−200», — утверждают истцы. По их мнению, Стрелков «отдал приказ, содействовал и/или подстрекал к совершению этого действия и/или вступил в заговор с теми, кто запустил ракету или ракеты».
В документе указано, что на сайте группы ополченцев в одной из российских соцсетей вскоре после авиакатастрофы Гиркин взял на себя ответственность за сбитый самолет, приняв его за украинский Ан-26, и написал: «Мы их предупреждали — не летайте над нашим небом». Запись вскоре была удалена, однако стала причиной мнения, что ополченцы сбили самолет по ошибке, отмечает газета. При этом ополченцы всегда отвергали обвинения в причастности к крушению пассажирского самолета.
Кроме того, в иске говорится, что «ответственны» непосредственные исполнители приказа сбить самолет. Также в иске Кремль называется «соучастником преступления». Родственники погибших утверждают, что Стрелков участвовал в конфликте на Украине «с одобрения Кремля», когда «его войска» сбили Boeing, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур. «Действия ответчика Гиркина были фактически одобрены лицами в правительстве России», — говорится в иске. По мнению истцов, ракета, которая сбила Boeing, была доставлена на территорию Украины из России.
Адвокат родственников жертв трагедии Флойд Уиснер опирается на американский закон о защите жертв пыток, который позволяет судить иностранных граждан. По словам адвоката, «дело не в деньгах, а в попытке получить ответы от Гиркина и надавить на Россию, чтобы она сотрудничала с международным трибуналом».
Также от лица жены одного из пассажиров рейса Рейне Далзьел был подан иск к авиакомпании Malaysia Airlines, которую обвиняют в халатности при планировании курса самолета над «международно признанной зоной военных действий». Пресс-служба авиакомпании отказалась от комментариев.
Жена экс-министра обороны ДНР Мирослава заявила «Коммерсантъ FM», что ее супруг отказывается комментировать данный судебный иск. «Я на правах жены утверждаю, что Игорь не будет этого комментировать. Какое он вообще имеет к этому отношение?» — сказала она.
Помощница Стрелкова Мирослава Регинская сказала РБК, что тот не комментирует новость об иске родственников жертв сбитого Boeing. Начальник штаба движения «Новороссия», которым руководит Стрелков, Алексей Сороковой также отказался дать комментарий РБК по поводу иска.
Пассажирский Boeing авиакомпании Malaysia Airlines, летевший рейсом MH-17 из Амстердама в Куала-Лумпур, упал недалеко от Донецка 17 июля 2014 года. На борту лайнера находились 298 человек. Правительства Украины и ряда западных стран утверждают, что ракета была выпущена с территории, подконтрольной ополченцам ДНР.
Вскоре после трагедии Минобороны России сообщило, что в день крушения самолета российские средства объективного контроля зафиксировали недалеко от Boeing 777 штурмовик украинской армии. Начальник главного оперативного управления Генштаба Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Андрей Картаполов заявил тогда, что речь идет о Су-25. Он добавил, что Су-25 может кратковременно достигать высоты 10 тыс. м и имеет на вооружении ракеты класса «воздух — воздух», способные поражать цели на расстоянии до 12 км.
Спустя год концерн ПВО «Алмаз-Антей», который производит «Буки», представил свою версию произошедшего: пассажирский самолет сбила ракета 9М38М1, выпущенная из ЗРК «Бук-М1». Эксперты концерна считают, что ракета не была запущена из Снежного, контролировавшегося ополченцами.
1 июля 2015 года Нидерланды, которые ведут расследование причин трагедии, завершили работу над проектом доклада о крушении MH-17. Этот документ передали представителям стран, которые участвуют в расследовании, в том числе России, а также представителям международных организаций. Ожидается, что итоговый доклад с учетом комментариев всех участников обсуждения будет опубликован в первой половине октября.
15 июля американский телеканал CNN раскрыл часть содержания проекта доклада Нидерландов со ссылкой на источники, знакомые с содержанием документа. Свидетельства указывают на то, что за крушение ответственны пророссийские ополченцы, передает CNN выводы следствия.
По словам источников канала, отчет содержит указания на тип ракеты, которой был сбит Boeing, и траекторию ее движения, а также на поминутную траекторию полета самолета. В документе якобы не только указано, откуда была выпущена ракета, но и сказано, что эта территория контролировалась «пророссийскими повстанцами». Сам доклад Нидерландов будет опубликован в первой половине октября, а в июле был завершен предварительный проект доклада.
Источник — РБК
Стрелков прокомментировал обвинения в свой адрес.
«Я сразу скажу — я никак не комментирую ничего, что связано с “Боингом”. Это моя позиция с прошлого года. Я в расследовании не участвовал, поэтому ничего по этому поводу сказать не могу», — заявил Стрелков «Газете.Ru», уточнив, что уже написал свой комментарий по этому поводу на форуме «Антиквариат.ру».
«Я почти миллиардер! Ведь быть должным 900 миллионов — это почти что тоже самое, что иметь эти сотни миллионов! Таким образом, мне теперь совершенно не имеет смысла беспокоиться о наличии долгов. Какая разница — буду ли я “должен” 900 миллионов долларов или 901? В данной связи, обращаюсь ко всем читателям с просьбой дать мне в долг 1 (один) миллион долларов США, который обязуюсь полностью истратить на нужды ополчения Новороссии и населения ЛДНР», — написал Стрелков.
Стрелков возмутился тем, что в британские близкие погибших «“оценили” жизни своих родственников в деньгах» и посетовал, что «старой доброй Англии» больше нет.
«Есть “сообщество менеджеров разной степени эффективности, имеющих место проживания в Соединенном Королевстве”. Вся их мораль и все “общечеловеческие ценности” имеют эквивалент в денежных единицах. Вот против этого я всю жизнь воевал и готов воевать дальше», — написал Стрелков.